Главная \ Новости \ Советы инженера-электрика

Новости

« Назад

Советы инженера-электрика  22.04.2016 15:05

   1.   Тема сегодняшней беседы ясна из заголовка. Иногда кажется, что основным инстинктом человека является не тот, о котором снят известный фильм, а любовь к деньгам. В принципе, все понятно. Но позвольте привести немного отвлеченный пример, который имеет отношение к теме нашего обсуждения.

В январе 1986 года на 74 секунде после старта потерпел катастрофу челнок «Челленджер». Семь космонавтов погибли. В день старта наблюдалась необычно низкая для космодрома Канаверал температура: – 2 градуса по Цельсию. Инженеры фирмы «Мортон Тиокол» (изготовитель твердотопливных ускорителей) были категорически против запуска. На то у них были основания – опасения за состояние межсекционных уплотнителей твердотопливных ускорителей. Инженер Роджер Бойсджоли прямо заявил своим начальникам, что они посылают людей на смерть. Начальники ему популярно объяснили, во сколько обходится перенос запуска «челнока». И посоветовали перестать думать как инженер и начать думать как менеджер.

По слухам, как-то президент «Мортон Тиокол» Джералд Мейсон посоветовал инженеру Роберту Лунду: «Скиньте свою инженерную шляпу и наденьте хоть ненадолго цилиндр бизнесмена».  После катастрофы Роджер Бойсджоли уволился и два года лечился от страшнейшей депрессии, чувства вины. У инженера была совесть, профессиональная этика и знания. У менеджеров было желание экономии средств, даже при угрозе жизни людей.  А теперь самое интересное: фирма «Мортон Тиокол» была признана виновной и выплатила семьям погибших космонавтов 4,6 миллиона долларов, правда, при этом получила от НАСА 1млрд 800млн долларов на доработку твердотопливных ускорителей.    

Вы понимаете, к чему я привел этот пример?       

Все должно быть так, как должно быть. Даже если этого не может быть вообще.     

2. Иногда владелец шикарного коттеджа говорит: «Сделайте мне электрику подешевле». При этом слышится примерно следующее: «Поставьте в мой «Мерседес» начинку от «Лада Приора»». Система электроснабжения не должна быть ни дешевой, ни дорогой – она должна быть такой, какой должна быть. Попытаюсь объяснить.  3. Поскольку практически у всех есть автомобиль, лично я всегда спрашиваю: «Скажите, пожалуйста, какому автомобилю (по аналогии) должна соответствовать ваша система электроснабжения: «Лада Калина»; Фольксваген «Пассат», «Мерседес» или «Феррари»? Все это автомобили и всем разрешено передвигаться по дорогам. Часто класс определяется уровнем избыточности, заложенным в конструкции. Но есть незыблемые правила, которым должна подчиняться система электроснабжения:   

1). Соответствовать нормам и правилам (ПУЭ, ГОСТ, СП, ПТЭЭП и др. – простите, что не расшифровываю аббревиатуру, все это нормативные документы).   

2). Быть безопасной для человека в порядке эксплуатации.   

3). Быть надежной, функционально удобной в процессе эксплуатации.

4). Быть «открытой» системой, т.е. иметь возможность к развитию без значительных переделок.   

5). Быть по возможности экономичной в электропотреблении.   

6). Быть оптимально и оправданно дешевой при постройке.   

Вы скажете, что все это общие слова и все вместе это невозможно? А вот и нет. Есть такое направление – оптимизация сложных систем. Но это наука. Для этого и нужны инженеры. Если попросите сделать Вам электрику знакомого дежурного электрика дядю Васю, тогда это действительно невыполнимо.  Вспомните нашу первую беседу «Как выбрать исполнителей- электриков».     

4. Законы построения систем электроснабжения ясны для профессионалов. Введение в систему дорогостоящих «наворотов» снижает ее надежность, усложняет эксплуатацию. «Умный дом» не тот, у которого самые большие и дорогие «мозги», а тот, у которого они оптимально построены - пусть и попроще и поменьше размерами. Остается только найти профессионалов (это возвращаясь к началу абзаца).     

5. Система электроснабжения – это как нервная система человека. Пусть у человека прекрасное тренированное здоровое тело – но если он идиот … Вы можете переклеить обои, переставить мебель – но переделать (переложить) систему электроснабжения в квартире, коттедже (особенно при скрытой проводке и полностью обустроенном интерьере) практически невозможно. Если конечно не сломать дом и все сделать по-новому. Поэтому систему электроснабжения надо делать один раз и на всю жизнь (достижимый вполне идеал).  

6. Так сколько должна стоить система электроснабжения?  Прошу простить меня коллег-профессионалов. Эти советы не для них, а для простых заказчиков. К сожалению, мы мало с ними общаемся, мало, что объясняем, а иногда и незаслуженно считаем «чайниками», недостойными объяснений.   

Вышеизложенный текст явно не перегружен техническими деталями. Но цель разговора несколько иная.    Ищите профессионалов-электриков. Может, и найдете их среди юристов, экономистов, дизайнеров и прочих визажистов.  Простите, это я так грустно шучу. Темой нашей следующей беседы будут уже более конкретные технические решения.         

А ПОКА: ДО СЛЕДУЮЩИХ ВСТРЕЧ И ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО –                     

НИ ОБРЫВОВ, НИ КОРОТКИХ ЗАМЫКАНИЙ.                                    

Искренне Ваш – Борис Муравьев.